Я долго выжидал, наблюдая туповато-весёлые споры вокруг писем Президенту и воплей по поводу гибели литературы (Я-то и сам люблю про это порассуждать - но с точки матроса-философа, тонущего на "Титанике".
Ну, ужас, конечно, но поздняк метаться.
Так вот, всё это давно было.
И было это в 1921 году, когда Замятин написал свою знаменитую статью. Я статью эту нашёл купированной, а потом обнаружил текст, но, может, в оригинале статья в журнале "Дом Искусств" чем-то отличалась.
Итак, Замятин говорит:
"... Писатель, который не может стать юрким, должен ходить на службу с портфелем, если он хочет жить. В наши дни - в театральный отдел с портфелем бегал бы Гоголь; Тургенев - во "Всемирной литературе", несомненно, переводил бы Бальзака и Флобера; Герцен читал бы лекции в Балтфлоте; Чехов служил бы в Комздраве. Иначе, чтобы жить - жить так, как пять лет назад жил студент на сорок рублей, Гоголю пришлось бы писать в месяц по четыре "Ревизора", Тургеневу каждые два месяца по трое "Отцов и детей", Чехову - в месяц по сотне рассказов. Это кажется нелепой шуткой, но это, к несчастью, не шутка, а настоящие цифры ...
Но даже и не в этом главное: голодать русские писатели привыкли. И не в бумаге дело: .главная причина молчания - не хлебная и не бумажная, а гораздо тяжелее, прочнее, железной. Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правоверным, должен быть сегодня полезным, не может хлестать всех, как Свифт, не может улыбаться над всем, как Анатоль Франс, - тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, газетная, которую читают сегодня и в которую завтра завертывают глиняное мыло.
Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невинность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь - я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое".
Если кому не лень, то тот может прочитать статью полностью - я её тут вывесил. (Отчего-то в Сети её до сих пор нет). Там много нажористого, а так же поучительного для многих нынешних начинающих писателей.
Я-то не начинающий, а всё равно с радостью портфель купил бы, почёл бы за удачу. А вам-то...
Извините, если кого обидел
История про озабоченных писателей
-
История про то, что два раза не вставать
СТРАХ — Знаете, что я решил предпринять? — произнёс он свирепым голосом. — Я возвращусь обратно в Штаты. Я женюсь. У меня будет большая…
-
История про то, что два раза не вставать
ДЕНЬ ПОЭЗИИ 21 марта (англетер) Он жил в этой гостинице вторые сутки, заняв номер не без скандала. Положив ноги на стол (дурацкая привычка,…
-
История про то, что два раза не вставать
ПОДВИГ МОСКАЛЯ Есть такой старый советский плакат «Подвиг старшины милиции Москаля М. П.» условно датируемый 1955 годом. Плакат этот необычный…
- Post a new comment
- 24 comments
- Post a new comment
- 24 comments
-
История про то, что два раза не вставать
СТРАХ — Знаете, что я решил предпринять? — произнёс он свирепым голосом. — Я возвращусь обратно в Штаты. Я женюсь. У меня будет большая…
-
История про то, что два раза не вставать
ДЕНЬ ПОЭЗИИ 21 марта (англетер) Он жил в этой гостинице вторые сутки, заняв номер не без скандала. Положив ноги на стол (дурацкая привычка,…
-
История про то, что два раза не вставать
ПОДВИГ МОСКАЛЯ Есть такой старый советский плакат «Подвиг старшины милиции Москаля М. П.» условно датируемый 1955 годом. Плакат этот необычный…