Он горд своим сыном и своими книжными полками, как человек с богемным и бездомным прошлым, которого судилище Кавериных приговорило к такому будущему.
Есть люди, которые всю жизнь заканчивают дело, начатое в юности, - это люди стареющие; и есть люди растущие, они открывают новые поля жизни. На четвертом десятке Шкловский стал отцом, историком литературы и библиоманом. В. давно мне рассказала о том, как он в гостях вскакивал после чая и принимался мыть чашки, потому что не выносит вида грязной посуды. Он сердится, когда чужие люди приходят отнимать у него время. Это не одряхление, потому что одряхление может только исказить исконные элементы человеческой организации и не может внести новых, а это новая кожа.
Бор. Мих. <Эйхенбаум> сказал, говоря о смешанной крови Шкловского: у Вити кончился еврейский период и начался немецкий".
Это я к тому, что когда меня спрашивают о еврействе Шкловского, то я отвечаю, что он, выросший в семье выкреста и немки, был вполне интернациолнален. В одной статье он вспоминал в качестве аргумента утраты чувства поклонения: "И десять лет, в школе утром, каждым утром я пел в стаде других детей: "Спаси, Гсподи, люди Твоя..." И вот теперь и даже раньше, в год окончания гимназии, я не мог произнести эту молитву без ошибки, я могу только пропеть её.
Агитация, разлитая в воздухе, агитация, которой пропитана вода в Неве, перестаёт ощущаться. Создаётся прививка против неё, какой-то иммунитет".
А в 1949 году кровь отца ему, конечно, припомнили. Да и Бриков припомнили, потому что так всё логично складывалось - был лучший поэт современности, да застрелился. Умучили гады, слона в зоопарке, украли я знаю, они у народа весь хлеб урожая минувшего года. В общем, в формализме к тому времени мало кто из начальников не разбирался, так что на него густо намазали национальность.
Формализм - что, он вообще перешёл в бытовую речь как выражение, описывающее действия бездушных бюрократов, мешающих социалистическому строительству.
От социалистического строительства отстраняться нельзя, и странным оно может казаться только врагу.
такие дела.
Извините, если кого обидел.