Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про сводки

.

В преддверии очередной годовщины победы в Отечественной войне меня заинтересовал бум этого года вокруг сводок Совинформбюро. Название этой организации, не спорю, красивое, да только загадочен механизм, согласно которому сводки еёэтой весной звучали из каждого утю-га.
Несколько телевизионных каналов мне их рассказывают странными голосами, пародирую-щими Левитана, не унимается радио и даже в мобильном телефоне появилась странная услуга - послушать сводку на сегодняшний день, только 1945 года издания.
Тексты эти, безусловно, исторический документ - и документ очень интересный. Они инте-ресны во многом: и в области риторических конструкций, и в том, как соотносятся потери и собственеые потери etc. Но к действительности эти сводки имеют весьма опосредованное отно-шение. В 1945 они несколько более ближе к истине, чем сводки 1942 года, но всё равно - каждая их строка инструмент пропаганды, что тогда было совершенно нормально.
Но пропаганда - штука очень хитрая. Особенно винтажная.
Речь, конечно не о том, чтобы сделать досужий вывод о том, что сводки Совинформбюро отличаются от реальности.
Для этого много ума не надо и Die Deutsche Wochenschau не пример точной описи действи-тельности, и сводки союзников не калька с событий. Чтобы сделать этот вывод вовсе не надо ничего сравнивать.
Можно, конечно, проделать фундаментальный труд - произвести сличение некоторой вос-становленной реальности (из воспоминаний, немецких источников вкупе с отечественными), донесений на уровне полков и дивизий, затем обмена информацией на уровне армий и фронтов и того, как докладывалось всё это в Ставке Верховного главнокомандования, с обратным дви-жение поршня - составление сводок Совинформбюро, коррекция её военной цензурой и Глав-ПУРом - кстати, мало кто писал о том, как это всё происходило, и, наконец, привести оконча-тельный текст, вкупе с реакцией на него бойцов и штатских граждан. (Кстати, хотел бы я знать, как редактируются эти сводки перед тем, как поступить к потребителю 2010 года) - в общем, это задача интересная.
Из неё можно вывести множество полезных заключений о стиле эпохи, о значении опреде-лённых слов и оборотов, о работе формальных и внутренних цензоров. Наконец, можно понять, как работала система трансляции информации в СССР. Но это задача не научной группы даже, а целогно института.
А так-то, что - взял цитату из газеты, сличил с фрагментом воспоминаний Жукова, три клика в Сети - и сделал вывод, что в июле 1941 года управление на многих участках фронта потеряно и система информации сбоит. И что? Для этого можно и вовсе "Живые и мёртвые" Симонова прочитать и этим ограничиться.
Вот, к примеру, можно через сто лет рассказывать людям о советском человеке на примере мозаичных панно "Покорители БАМа" и "Мы строим коммунизм". Мне эта идея кажется непло-хой, но с одной оговокой - я-то знаю, какую функцию эти панно имели в семидесятых, как отно-сились к ним люди, каков, говоря церковным языком, был "канон" этих изображений.
Более того, я знаю, что у стоящего слева в руке спутник, а не кофеварка, почему один человек в фартуке, а другой - в очках.
То есть, я знаю этот язык - ведь в иконописи тоже масса знаков: важно, как сложены руки у Богоматери, важно, каков цвет одежды и куда наклонена голова.
А то ведь потом появятся ещё обиженные - типа: нам говорили, что все советские люди та-кие замечательные, но без сисек. а оказывается, они по трое совсем не по этому ходили, и сись-ки тоже были. Вот, например, что случилось с корпусом книг Солженицына: "Архипелаг ГУ-Лаг" писался из тех соображений, что чёрт с ней, с точностью и достоверностью, главное - зава-лить тоталитарную систему или хотя бы заставить людей в ней сомневаться. Вышли эти десять миллионов расстрелянных и в шесть раз больше сидельцев, разрослись в умах, и теперь все со-мневаются во всём - одни в том, что сидельцев 60 миллионов, а не 100, другие - что они вообще были. Налицо разброд, шатания и прочее общественное безумие.
То есть, сводки - это выдуманная история. Вопрос в том, понимают ли потребители теле-фонной услуги, какой интересный феномен жужжит им в ухо. Мне скажут, что эти сводки Со-винформбюро построены не на исторической реальности, а на той именно, в которую хотят вер-нуться их слушатели. Так-то оно так, но это верно для случая тщательно отобранных сводок в фильме "Семнадцать мгновений весны" или озвученных голосом Ильи Кириллова в фильме "Солдаты свободы" (кто-нибудь помнит, этот эпический фильм, не знаю), но если каждый день поставлять к столу обывателя оригиналы (а их так просто не отредактируешь, всё равно что-нибудь странное вылезет), но недолго и до конфузов. Сначала - ничего, а потом - страшновато.
Так и с этими сводками: это особый язык, который нормальный советский человек умел счи-тывать. Даже в 1945 году, когда случился известный прорыв немцев в Венгрии, по сводкам можно было понять, что что-то пошло не так, и происходит что-то серьёзное. Хотя, всё это было устроено жёстко, и недаром Наполеон из анекдота говорил: "Если бы у меня была такая газета, как "Правда", никто бы не узнал, что я проиграл при Ватерлоо".
Короче говоря, сводки Совинформбюро - это очень хитрый инструмент, что-то типа микро-метра, обычным людям без комментариев не доверил бы.


Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments