Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История из старых запасов: "СЛОВО О КРИКАХ"

 


Тише, Женя, не надо кричать, тише...
Аркадий Гайдар

Последнее время стало привычным видеть на обложках разных книг мунковский "Крик" - где-то он есть в виде логотипа серии, где-то им иллюстрируют отдельные книжки. Русский Сэлинджер - это жизнь с пионерским летним лагерем, набит традиционными железными кроватями с вислыми сетками, казёнными запахами и унынием. Унынием, которое для нас уныние, а для героев - жизнь и норма жизни. От подъёма до вечерней дискотеки. Голос ломается, и ломаются представления о мире. Девочки рядом и непонятны и непонятны ощущения от того, как они стоят рядом. Непонятны впечатления от их круглых коленей и плечей.
И от взросления хочется закричать, открыть рот в этом мунковском крике. Или заплакать - чем, собственно, дело и кончается.
А кричать так хочется.
Поэтому я расскажу свою историю, хоть меня никто и не спрашивал. Нельзя кричать не в счастье, ни в ссоре. Женщине нельзя кричать, потому как она становится безобразна. А мужчине особенно нельзя кричать, потому как он теряет лицо.
А мужчина, потерявший лицо, вроде как и не существует вовсе.
Когда начальник начинает орать, он теряет лицо.
Когда набухают на его лбу жилы и кривится рот, лицо его растворяется в слюне и ветре, в свете и тумане, в сумраке кабинета и лица его уж нет.
Много лет назад - я работал в одной специально обученной организации и допустил серьёзную ошибку. Я бы даже сказал, непоправимую ошибку. Мой начальник позвал меня на разговор. Мы говорили минут пять. Собственно, на меня пришлось около двух минут - перед дверью я собрался и изложил суть дела коротко и печально. Начальник говорил три минуты - очень тихим голосом.
Я вышел от него на еле гнущихся ногах. Это было сильное впечатление - мне говорили, что интересная бледность у меня прошла только через двое суток.
Кричать не надо. Это некрасивая самопсихотерапия, не несущая воспитательных функций.
То, что некоторые женщины кричали на меня, привело к разрыву многих многообещающих отношений. Женщины кричали и превращались в иных существ, будто инопланетная зараза из фантастических фильмов выела у них все внутренности. Я понимал тогда, что любил не их, а то, что улыбалось и говорило раньше. А сейчас передо мной - оболочка, действующая модель человека.
Впрочем, нет, иногда кричать можно - "Командир, танки справа! Огня на батарею! Все в укрытие! Ты горишь, прыгай!" - и прочее, известное всем по патриотическим фильмам. Но - только там.
Поэтому вплетается в моё повествование шелестящий шёпот, шипящий строй согласных.
Вот он, в эпиграфе.


лучший подарок автору - замеченные ошибки и опечатки
Извините, если кого обидел.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments