Однажды Пиноккио купил карту звёздного неба южного полушария и пошёл по этой карте в какое-то место. Вернулся он через два года седенький, с отломанным носом.
Тогда Буратино взял ту самую карту, пошёл по ней в то же самое место и вернулся через пятнадцать минут со словом "Жопа", нацарапанным гвоздём на спине, и со связкой бубликов на шее.
Дмитрий Горчев
-- Штихели бывают разные, - бормотал нетрезвый герой известного фильма "Покровские ворота" - для тонких работ употребляется спецштихель, а…
Впрочем, этот персонаж имел дело больше с металлом, а вернее был универсальным специалистом. Штихель же, инструмент для гравирования, тонкий стальной стержень, срезанный под углом и заточенный, употребляется и для обработки дерева.
И это начало разговора про дерево, что перестало расти, разговор про царство спиленной охристой сосны и светлой ели, про красно-вишнёвую тяжёлую лиственницу, лёгкую пихту, что не имеет запаха, и про кедр, чья жёлто-розовая мякоть имеет запах ореха. Это белая мякоть берёзы. Это светло-бурая в ядре древесина ясеня. Это просто дерево, то, что перестало расти. Мы поселились в наших норах в окружении мёртвых деревьев.
Давно мы привыкли к кладбищам на площадях и в храмах, мы несём мёртвым Яйцо и Водку, наши пороки давно стали пороками деревянных человечков.
Поэтому в незапамятные времена мы придумали науку дереводелания - это опись дерева и опись орудий, включающая в себя пресловутые штихели. Многих отучили от этой науки, заставив выпиливать лобзиком профиль Пушкина из гнилой фанеры. Пионерский галстук был засыпан опилками, тонкая струна - натянута и раскалена и жгла пальцы до волдырей.
Деревянный Пушкин не ожил. Производство антропоморфных дендромутантов - сложная штука. История Буратино, соснового, pinna-ового человечка, это подтверждает.
В одной из книг по деревянным наукам есть совет для коллеги с итальянским именем Карло: "Резчик совершит ошибку, когда, подогреваемый творческим желанием, тотчас возьмётся за дерево с намерением сделать портрет… Это почти всегда приводит к печальным результатам - разочарованию. Опытный скульптор не станет сразу вырезать в дереве портрет, хотя бы потому, что никакой портрет нельзя выполнить без постоянных поисков, коррекций и исправлений, а в дереве это сделать невозможно".
Но помимо деревянных людей в этой науке есть разделы крылечек и диссертации по балконам, институты русских изб и факультеты веранд, есть мистически звучащие причелины и подзоры. Причелина, кстати, есть доска, обычно резная, защищающая от влаги торцы подкровельных слег, а подзор - нижняя, самая маленькая часть оконного переплёта в избах. Есть инкрустация и маркетри, что не одно и то же. Фактически, эта книга есть опись работ по дереву, исключающая только строительство опалубки для бетонных фундаментов.
Дело в том, что на изломе тысячелетия специальные навыки превратились в тайные обряды, справочники и учебники по бортничеству и парусному делу стали напоминать художественную прозу. Словари с перечислением терминов похожи на сборники магических заклинаний. Кастанеда отдыхает на профессиональных методах обращения с деревом. Куда пейоту до квебрахо - тяжёлой и твёрдой древесины из Южной Америки, которая тонет в воде. И которую не жрут жучки и прочая членистоногая нечисть. Именно её использовал загадочный и странный скульптор Эрзя.
Способы зажима склеенного кольца при изготовлении деревянной цепочки захватывают более, чем тексты унылых заклинаний, пришедших из фентези вторичного разлива. А построение вершин звёздчатого кристалла на поверхности шара (рисунок прилагается) не менее занимательно, чем построения космогонии.
Это происходит потому, что честное ремесло, смешиваясь с запахом стружки и лака, создаёт таинственную смесь. Назидание мастера похоже на роман. Честный словарь превращается в художественное произведение. Честное руководство ни во что не превращается - оно самоценно. А слово "краснодеревщик" несёт оттенок революционнй морилки. Во Франции, впрочем, краснодеревщик звался ebeniste - что вполне созвучно нашему простонародному уху и татарскому словарю. Говорят так же, что он был не тем, кто пилил и скоблил красное дерево, а работал "по-красному", по-красивому, в последней стадии шлифования буратинных носов и ладошек.
Художественная литература и справочник перетекают друг в друга, и вскоре они составят одно целое. Теперь я говорю, понятное дело, не только об описи превращений дерева. Шкуру скатов использовали как наждак, правда, некоторые самарские мастера довольствовались дешевой стерлядкой..
Как иллюстрации в абсолютно серьёзной книге, появляются абсолютно серьёзные орнаменты с символикой заклинания пространства на четыре стороны. С отражением, кстати, стадий роста растений.
Куда там друидам.
У нас - своё.
Даже наш Буратино имеет свой особый характер - деревянный. Он не хочет превратиться в маленького живого человечка, ему хорошо и так.
Иногда Россию ошибочно считают страной нефти и газа. Иногда ей присваивали имя страны победившего социализма. Кого победил социализм, неизвестно, зато известно, что в моде у нас серый цвет - цвет времени и брёвен.
Даже рубль у нас называют "деревянным".
Наша страна - страна дерева. Именно дерево есть главная материя России, её составляющая, праматерия.
Мы питались берёзовой кашей и кашей из топора. Наверняка наша каша варилась не из зазубренной стали, а из тёплого топорища.
Мы повязаны с деревом, обручены с ним. Северные церкви, в отличие от южных, церквей Киевской Руси, похожи на ёлки и неразрывно связаны с пейзажем. Даже псковские каменные храмы напоминают белые грибы, выросшие в особом лесу.
Мы сами живём в этом причудливом лесу - совокупности разумных растений, что по недоразумению снабжены человеческими именами. Они шелестят там, в вышине, своими щупальцами-ветками. Иногда нам дают убить нескольких из них, но в итоге дерево всё равно обнимает человека, когда он перестаёт дышать, и отправляется вместе с ним туда, вглубь - к корням сказочного леса.
лучший подарок автору - замеченные ошибки и опечатки
Извините, если кого обидел.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →