Juan, who did not understand
a word of English,
save their sibboleth "god damn"!..
Я несколько раз слышал апокрифические истории про то, как в Москве милиционеры, проверяя документы, спрашивая документы, присовокупляли к этому требованию какой-нибудь дурацкий вопрос. Вопрос типа "А где в Москве находится зоопарк?" или "Как решить квадратное уравнение?" - в Долгопрудном эти вопросы свои, на Шаболовке - и вовсе другие.
Я никоим образом не подвергаю сомнению подлинность этих историй - это не моё дело.
Понятно, что для меня, как и для многих других людей, архетип таких диалогов восходит к довлатовскому милиционеру, что спрашивает богемных тунеядцев, в каком году изданы "Чётки" Ахматовой.
Хотя, конечно, тут есть и два иных образа. Это, разумеется Сфинкс со своими загадками, предтечей фрейдовщины, ну и шибболет народный. Радостная резня на фоне колосса или колоса.
Про этот шибболет я и расскажу - у моего друга, писателя Колоса, есть чудесный рассказ про город Душанбе. Это рассказ про москвича, что приезжает в Душанбе и понимает, что это тот город, в котором он должен жить. Москвич бросает квартиру и работу (это правильный иерархический порядок), переселяется, начинает работать в какой-то пирожковой, женится, но город не признаёт его своим.
Он дружит с множеством людей, блестяще знает язык, но всё равно, он - чужой. И вот, когда начинаются беспорядки, его ночью (действие рассказа происходит на протяжении одного дня, то и дело проваливаясь в прошлое), так вот, его ночью останавливают какие-то люди и говорят:
- Скажи "Овечка, овечка…" - а это такая песенка, аналогичная русской песенке про ёлочку и зайку серенького.
И по странному наитию, этот бывший москвич произносит это точно таким же образом, каким его жена, бывшая родом с окраины, пела над колыбельной сына: "Едет Фархух на кудрявой оветьшке... - бормотал он, потягиваясь, скребя носками сапог чёрную глину. - Звёзды горят на блестящей уздетьшке"...
- Ага, - говорят вопрошающие, - так ты - кулябец!
И режут его. И вот, бывший москвич, с ножом в печени, выгибаясь перед смертью, понимает, что его признали за своего. Он заплатил свою цену, и вот - он свой.
Оттого, истории про милиционеров, что интересуются школьными начатками математики, меня не смешат.
Меня они пугают.
лучший подарок автору - указание на замеченные ошибки и опечатки
Извините, если кого обидел.