Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про разные перми

.

Живо откликнулся на обсуждение давнего романа Иванова "Сердце Пармы". Началось всё с рецензии roman_shmarakov (раз, два), хотя я бы не назвал  это рецензией. Это довольно редкий и ценный нынче жанр рассуждения. То есть, рецензия сейчас вещь актуальная, а уж коли читатель захочет сообщить миру своё мнение о книге "Москва - Петушки" (она-то актуальна всегда - но поди, объясни это редакторам), к примеру, то это выходит совсем непохоже на то, как нам сообщают в журнале "Афиша" о новой книге писателя Синдерюшкина.
Меж тем от этого текста пошли круги по воде - там даже Маша Звездецкая присутствует (ну это для тех, кто понимает).
Но дело ещё вот в чём - у меня есть давнее наблюдение за особой формацией экзотического писателя. Есть в мировой литературе такой типаж: писатель из не просто провинции, а писатель - певец небольшого, может быть, на колоритного народа. Павич - смутной Сербии, Памук - европиезированного Стамбула, и прочее, прочее.
У нас был покойный Рытхэу и очень показательная фигура Чингиза Айтматова, которого, кстати, переводчики потом перегоняли обратно на киршизский.
Успешный певец экхотики стоит как бы между экзотикой (африканскими масками и плясками) и читателем из большого, денационализированного мегаполиса. То есть, это такой писатель-этнограф, а в идеале - писатель-самоэтнограф. Понятно, что даже туризм в область масок и плясок небезопасен, не то что проживание. Да и то - уедешь десять километров за Пермь, посадишь городскую машину защитой двигателя на колдобину - и вся радость кончится.
Да и все эти путешествия вынуждают скорее стать писателем, чем читателем.
А тут ты сидишь в сравнительном тепле своего городского жилья и читаешь об экзотике, причём, олбычно с тонким налётом мистики. Успешен был бы, я думаю, роман о магии Владивостока, объединяющей китайские ароматы, мыслящих тигров и историю ДВР. Можно написать что-то о религи и приключениях придуманных ненцев (ох, я, кажется - уже).
Поэтому писатель-самоэтнограф что-то вроде гидроэлектростанции, использующей энергию падающей воды. Только использует он неиссякаемую энергию любопытства, тягу к экзотике. Не надо путать с ним писателя-сенкевича, такого шального журналиста, что на деньги глянцевых журналов объехал весь мир.
Но в большом мире есть даже целая индустрия нобелевских этнографов - правда, иногда им нужно получить некоторых пиздюлей от собственного правительства. Впрочем, это не всегда обязательно - европейцы добры к экзотике, и могут признать и без отсидки.
Кстати, это вовсе не значит, что на этом пути создаётся именно дрянная коньюнктурная литература (Я люблю Павича и Памука) - речь идёт о различающихся конструкциях, как отличается атомная станция от ГЭС.


Собственно, рассуждение Р.Ш., тем ещё ценно, что является поводом к разговорам о том,
- как работает стиль общения и аргументация принятая в узком круге на площади, когда позволено задавать вопросы стороннему человеку;
- каковы ожидания людей от художественного текста и что от него можно ожидать, а что - упрёк незаконный;
- как устроена конструкция о...
Нет, мне стало однако, лень и пойду, пожалуй, погляжу на природные просторы.

Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments