Есть такой распространённый флеймогонный мотив - сколько писатель пишет. В смысле, каковы объёмы им написанного. С одной стороны, писателя, что пишет много, начинают подозревать (часто небеосновательно) в халтуре, а то и в использовании литераурных негров. Часто подкатывают с этими намёками, говоря о Донцовой - чей счёт по сравнению с Незнанским (к примеру) даже скромен. Барбара Картленд, как говорят нам дамские журналы, написала 723 романа и даже в преклонном возрасте фигачила по 23 романа в год. Надо отдавать себе отчёт, что есть и совершенно разная работа с текстом: есть художник, что работает единолично, а есть поклонники бригадного метода.
Бригадный метод – это вовсе не работа с неграми, это управление, подобное работе режиссёра со съёмочной группой. Оператор вовсе не равен осветителю, ассистент занят своим делом, а гримёры – своим.
Тут судить по конечному результату – «А как споё-о-ошь!», справедливо отвечали звери мышонку в советском мультфильме. В конце концов, и Лев Николаевич Толстой активнопривлекал супругу к редакторской работе. Ещё неизвестно, как сложились бы их отношения, если бы у Льва Николаевича был бы под рукой текстовый редактор «Word».
Вот, кстати, о Толстом. Если кому интересно, я сейчас выложу список томов наиболее полного издания Толстого, так называемого «Юбилейного». Оно не академическое, но приближается к нему – так, кажется, сказал Эйхенбаум. Впрочем, сейчас собираются издать стотомник – посмотрим, что из этого выйдет.
Так вот оно:
Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание (1828—1928). Серия 3: Письма / Под общ. ред. В. Г. Черткова. При участии ред. ком. в составе А. А. Толстой, А. Е. Грузинского, Н. Н. Гусева и др. Изд. осуществляется под наблюдением Гос. ред. комис. в составе А. В. Луначарского, В. Д. Бонч-Бруевича, М. Н. Покровского и И. И. Степанова-Скворцова. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1928—1964.
Серия 1: Произведения
Том 1: Детство. Юношеские опыты
Том 2: Отрочество и юность
Том 3: Произведения, 1852—1856
Том 4: Произведения Севастопольского периода
Том 5: Произведения, 1856—1859
Том 6: Казаки
Том 7: Произведения, 1856—1869
Том 8: Педагогические статьи, 1860—1863
Том 9: Война и мир. Том первый
Том 10: Война и мир. Том второй
Том 11: Война и мир. Том третий
Том 12: Война и мир. Том четвертый
Том 13: Война и мир: Черновые редакции и варианты (Часть 1)
Том 14: Война и мир: Черновые редакции и варианты (Часть 2)
Том 15—16: Война и мир: Черновые редакции и варианты (Часть 3). Несколько слов по поводу книги "Война и мир"
Том 17: Произведения, 1863, 1870, 1872—1879, 1884
Том 18: Анна Каренина. Части 1—4
Том 19: Анна Каренина. Части 5—8
Том 20: Анна Каренина: Черновые редакции и варианты
Том 21: Новая азбука и русские книги для чтения
Том 22: Азбука
Том 23: Произведения, 1879—1884
Том 24: Произведения, 1880—1884
Том 25: Произведения 1880-х годов
Том 26: Произведения, 1885—1889
Том 27: Произведения, 1889—1890
Том 28: Царство Божие внутри нас
Том 29: Произведения, 1891—1894
Том 30: Произведения, 1882—1898
Том 31: Произведения, 1890—1900
Том 32: Воскресение
Том 33: Воскресение: Черновые редакции и варианты
Том 34: Произведения, 1900—1903
Том 35: Произведения, 1902—1904
Том 36: Произведения, 1904—1906
Том 37: Произведения, 1906—1910
Том 38: Произведения, 1909—1910
Том 39—40: Статьи, 1893—1898. Произведения, 1886, 1903—1909
Том 41: Круг чтения. Том первый
Том 42: Круг чтения. Том второй
Том 43: На каждый день
Том 44: На каждый день [Окончание]
Том 45: Путь жизни
Том 46: Дневник, 1847—1854
Том 47: Дневники и записные книжки, 1854—1857
Том 48—49: Дневники и записные книжки, 1858—1880. Записки христианина, дневника и записные книжки, 1881—1887
Том 50—51: Дневники и записные книжки, 1888—1890
Том 52: Дневники и записные книжки, 1891—1894
Том 53: Дневники и записные книжки, 1895—1899
Том 54: Дневники, записные книжки и отдельные записки, 1900—1903
Том 55: Дневники и записные книжки, 1904—1906
Том 56: Дневники, записные книжки и отдельные записки, 1907—1908
Том 57: Дневники и записные книжки, 1909
Том 58: Дневники и записные книжки, 1910
Том 59: Письма, 1844—1855
Том 60: Письма, 1856—1862
Том 61: Письма, 1863—1872
Том 62: Письма, 1873—1879
Том 63: Письма, 1880—1886
Том 64: Письма, 1887—1889
Том 65: Письма, 1890—1891 (январь — июнь)
Том 66: Письма, 1891 (июль — декабрь)
Том 67: Письма, 1894
Том 68—69: Письма, 1895—1896
Том 70—71: Письма, 1897—1898
Том 72: Письма, 1899—1900
Том 73—74: Письма, 1901—1903
Том 75—76: Письма, 1904—1906
Том 77—78: Письма, 1907—1908
Том 79—80: Письма, 1909
Том 81—82: Письма, 1910
Том 83: Письма к С. А. Толстой, 1862—1886
Том 84: Письма к С. А. Толстой, 1887—1910
Том 85: Письма к В. Г. Черткову, 1883—1886
Том 86: Письма к В. Г. Черткову, 1887—1889
Том 87: Письма к В. Г. Черткову, 1890—1896
Том 88—89: Письма к В. Г. Черткову, 1897—1910
Итак, юбилейное собрание выходившее в 1928—1964, делалось тремя сериями: серия первая (произведения) тома 1 – 45, серия вторая (дневники), тома 46-58, серия третья (письма), тома 59-89. Причём в серии «произведения» опубликованы не только знаменитые романы, но и «Новая азбука и русские книги для чтения», педагогические статьи, два тома «На каждый день», «Круг чтения», и, разумеется, черновики и варианты. У читателей Тостого могут быть разные мнения – некоторые любят «Анну Каренину» и «Войну и Мир», а «Воскресение» на дух не переносят. Другие любят и «Фальшивый купон», а от пьесы «Плоды просвещения» и вовсе в экстаз приходят.
Однако ж, из структуры Юбилейного собрания можно довольно инстересный вывод: мы все оставляем вокруг себя довольно много текстов. Я не берусь дать руку на отсечение, что всякий поборет Толстого, но если этаким способом напечатать твои статьи, то выйдет изрядное собрание. А уж если комментированным и атрибутированным корпусом издать наши SMS и интервью. И не счета «Билайн, 4000 рублей, срок оплаты до 13.07.2009», а вполне себе включающиеся в собрания «Приходи на площадь к Исакию, там все наши : ))» и «Вчера с Божьей помощью выебал Аньку К».
По какой базе вести зачёт? Каким корпусом предстаёт писатель перед обществом и потом перед Богом? И вот тут оказывается, (если сделать смешной и некорректный опыт, закрывая пальцами или бумажкой тома в списке), что не всеми девяноста томами, Толстой велик, а (условно) десятком в первой серии. Более того, большое (и большее) количество из того, что вошло в Юбилейное собрание вообще не предназначалось к печати.
Причём, мы сейчас всматриваемся в Толстого, который, как и положено идеальному писателю в идеальной России, прожил длинную жизнь. А ведь бывало, что только присядет русский писатель к столу, как в дверь ему постучали, побили и повели к оврагу, клацая затворами. Или, опять же, только приготовился поэт что-то написать, как – раз! – и упал с «Интернационалом» в скошенные немецким пулемётом травы.
Нет, примеров избыточно много писавших классиков я не наблюдаю. Более того, есть множество жалоб от тех, кто писал помногу вынужденно, из-за денег. Известны тридцать томов Достоевского (с письмами, да) – так известно и то как он говорил Соловьёву о зависти к Толстому: "И знаете ли, ведь я действительно завидую, но только не так, о, совсем не так, как они думают! Я завидую его обстоятельствам, и именно вот теперь... Мне тяжело так работать, как я работаю, тяжело спешить... Господи, и всю-то жизнь!.. Вот я недавно прочитывал своего "Идиота", совсем его позабыл, читал как чужое, как в первый раз... Там есть отличные главы... хорошие сцены... у, какие! Ну вот... помните... свидание Аглаи с князем, на скамейке?.. Но я все же таки увидел, как много недоделанного там, спешного... И всегда ведь так — вот и теперь: "Отечественные записки" торопят, поспевать надо... вперед заберешь — отрабатывай, и опять вперед... и так всегда! Я не говорю об этом никогда, не признаюсь; но это меня очень мучит. Ну, а он обеспечен, ему нечего о завтрашнем дне думать, он может отделывать каждую свою вещь, а это большая штука — когда вещь полежит уже готовая и потом перечтешь её и исправишь. Вот и завидую... завидую, голубчик!.. ".
Быстро и многопишущий писатель платит за эту быстроту небрежностью письма и (иногда) психозом.
Извините, если кого обидел