Но, так или иначе, научиться накладывать жгут обывателю лень. Беда в том, что если обыва-тель кричит громко, то жестокое мироздание начинает реагировать, возвращать равновесие, пе-регибая палку в обратную сторону, и появляются всякие "Приказ двести - расстрел на месте". Как было написано в гениальном (без преувеличения) тексте, жемчужине русской литературы: "Такие всегда губят, - бормотал он на ходу. - Начнет болтать, поднимет тревогу. Пойдет пани-ка.
Много случаев знал капитан. Страх - это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сот-нями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами броса-ются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пасса-жиров. Окровавленная толпа бьется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме.
"Этот длинный - спичка в соломе", - подумал капитан и пошел к себе в каюту…
- Нет, я не верю, - говорил пассажир упрямо, со слезами. - У нас есть пассажир. Он - бывший моряк. Я его спрошу. Что-то случилось. Вы меня обманываете.
Пассажир рвался вперёд.
- Вы не хотите сказать. Тайна! Тайна!
- Я скажу. Вы правы - случилось, - сказал тихо капитан. - Станемте здесь. Тут шумит ма-шина. Нас не услышат.
Капитан облокотился на борт. Пассажир стал рядом.
- Я вам объясню подробно, - начал капитан. - Видите вы вон там, - капитан перегнулся за борт, - вон вода бьет струей? Это из машины за борт.
- Да, да, - сказал пассажир, - теперь вижу.
Он тоже глядел вниз. Придерживал очки.
- Ничего не замечаете? - сказал капитан.
Пассажир смотрел все внимательнее. Вдруг капитан присел. Он мигом схватил пассажи-ра за ноги. Рывком запрокинул вверх и толкнул за борт.
Пассажир перевернулся через голову. Исчез за бортом. Капитан повернулся и пошёл прочь. Он достал сигару, отгрыз кончик. Отплюнул на сажень. Ломал спички, пока закуривал".
И дальше: "Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Он приготовился прыгнуть на плот. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Бледные люди проходили между матросами. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам".
Извините, если кого обидел.