Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История не для всех про сетевые конкурсы. Часть II

.

Но из наблюдения за сетевыми конкурсами можно вынести ещё одно важное наблюдение: эти самоорганизующиеся мероприятия - наглядная иллюстрация того, что называется "демократическим искусством". То есть, не искусством даже в обыденном понимании, а времяпровождением демоса. Литература пала под ударами демократии первой - рассказывать истории с помощью клавиатуры вполне естественно для человека (Для того, чтобы заняться музыкой, нужно всё-таки чуть-чуть учиться и купить дорогой инструмент, инструмент фотографа может оказаться не дешевле хорошей скрипки, а снять игровой фильм, пусть даже дрожащей камерой в стиле известно-кого - куда сложнее, чем настучать по клавишам текст).
Эта народная графомания устроена так, что с одной стороны, ещё сохранилось инерционное уважение к статусу письма, а с другой - "все могут хоть что-то".
На протяжении последних десяти лет в фантастике сложилась парадоксальная ситуация - это был единственный жанр, в рамках которого издательства доводили до бумаги любое говно. Ну, не совсем любое - но удивительное, не поддающееся описанию говно. То есть, верхняя планка жанра была там же, где и в других отраслях литературы, зато нижняя была не то, чтобы у нуля, но в области величин отрицательных.
Поэтому с этими конкурсами сложилась парадоксальная ситуация - их начали рассматривать как литературную учёбу и серьёзно обсуждать, какое наставление по технике письма теперь почитать - Никитина или Веллера. "Это как люди и лемуры - лемуры могут быть симпатичны, но из них человека не получается. Они - другая ветвь эволюции, и количество не переходит в качество. Большое заблуждение - считать, что если человеку объяснить, что такое фабула, обязать его проверять согласование слов и грамматические ошибки, то мы получим литературу". (Ясно, что литература" тут как бы синоним чего-то хорошего, что сравнимо по эстетическому воздействию, скажем, с Бабелем или Буниным, это такое слово-морковка).
Но было бы ужасно скучно говорить, что все люди, что сидят у экранов и сочиняют рассказы на скорость - идиоты. Во-первых, хоть и идиоты, но  не все. А во-вторых, они помогают нащупать какую-то очень важную мысль о современной литературе. Дело в том, что пирамидальная иерархия современной литературы распалась  и с вершины скатился Пушкин, за ним Толстой-Достоевский, ну и покатились все остальные. Ландшафт состоит из тысяч холмов, разделённых непроходимыми реками.
И, возможно,  ситуация "грелкоподобных конкурсов" как раз будущее литературы - люди работают: пекут хлеб, учат детей, везут через границы радиоактивные материалы - а в этом локальном сегменте жизни имеют свою тысячу читателей.  Это мало отличается от стартового тиража бумажной литературы, что вплотную приблизился к двум тысячам экземпляров. А новые и новые грелочники испытывают катарсис вместе  с героями (чаще своими, а не чужими), обливаются слезами, до хрипоты спорят - нужно ли повесить автора за точку в названии или можно просто расстрелять, etc.

Извините, если кого обидел.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

Recent Posts from This Journal