Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про Сидней

.
Я посмотрел австралийский фильм про гибель крейсера "Сидней" - историю давнюю, вошедшую во все учебники. Мне она знакома со школьных времён, когда я прочитал журнал "Техника молодёжи" (это январь 1970 года - если у кого есть подшивка, из Сети отчего-то эти номера велели снять). Там, в чудесной рубрике "Антология таинственных случаев" была напечатана статья И. Павлова "«Сидней», вас не слышим. Отвечайте!..»". Итак, в 1941 году немецкий рейдер "Корморан" (на самом деле обычное судно, скрыто вооружённое пушками и торпедами) уничтожило австралийский крейсер.
Сейчас для меня откровением стало то, что гибель "Сиднея" воспринималась австралийцами как собственный Пирл-Харбор. По крайней мере, это следовало из фильма - гордость флота, шестьсот человек экипажа, вдвое больше чем у немцев, броня и пушки... Ну и всё такое. Командир "Сиднея" подошёл слишком близко к неизвестному судну (его сын в фильме, видимо, солидный и уважаемый человек хватаясь за какую-то воображаемую соломину бормочет, что капитан имел, какой-то резон, имел, имел). Но так или иначе - крейсер подошёл слишком близко, и тут на неизвестном торговом судне взлетел вверх флаг кригсмарине и австралийцев расстреляли из пушек. Ответным огнём, впрочем, в "Карморане" наделали несколько дыр, и он потом затонул. Немцы организованно покинули судно, а потом сдались в плен. Австралийцы утонули в полном составе.  

Но я не к тому, что в разных странах есть традиция гордится какой-нибудь военной неудачей.  Это тема хоть и интересная, но дураковатая: расскажи громко о том, что французы отпиздили нас при Бородино, так сразу начнётся драка, полетят пух и перья.Дело в другом - та статья 1970 года имела очень интересное окончание. Статью Павлова комментировал кап-раз Чернышёв. Вот что он написал: ""Многим, прочитавшим рассказ И. Павлова, покажется странным; как могло случиться, что рейдер - корабль, переоборудованный из торгового судна, лишенный брони, уступающий в огневой мощи и скорости своему грозному сопернику, вышел победителем из этого поединка? Что привело к трагической развязке? Гений ли Детмерса или бездарность командира "Сиднея"? Ведь создается впечатление, будто крейсер сам шел навстречу своей гибели. По отзывам немецкого командования, Детмерс был способным, но далеко не выдающимся моряком. Командир "Сиднея" не внесет ясности: он погиб вместе с кораблем. Поэтому самое лучшее - рассмотреть, как действовали другие командиры в аналогичной ситуации. И история позаботилась о примерах. Спустя три дня после драматических событий у берегов Австралии в другой части океана произошло очень похожее сражение.

В Южной Атлантике, в трехстах милях от острова Вознесения, немецкий рейдер "Атлантик", "загримированный" под голландское судно "Полифемэс", передавал топливо подводной лодке U-126. Была прекрасная погода. Штиль. Ясно. Рано утром наблюдатели доложили командиру капитану 2-го ранга Рогге, что на горизонте показался дымок. В 8 часов 16 минут было установлено: к месту встречи рейдера и субмарины приближается английский крейсер "Девоншир". Рогге немедленно приказал обрубить топливный шланг и дал полный ход, пытаясь уйти от столь опасного противника. Подводная лодка погрузилась на глубину, но на поверхности осталось большое нефтяное пятно. В спешке на борту рейдера "задержался" командир субмарины - он принимал душ, так что лодкой впоследствии командовал помощник. Крейсер заметил неизвестное судно. Почти тотчас с палубы "Девоншира" поднялся гидросамолет (на "Сиднее" он тоже был). Через пять минут пилот доложил о топливе на поверхности воды и скользнувшей в глубину тени. Правда, все это еще ничего не говорило об истинном назначении неизвестного судна, ведь передавать нефть мог и обыкновенный транспорт и, под угрозой потопления, даже английский корабль.

Командир крейсера капитан 1-го ранга Оливер приказал судну показать позывные. Рогге. как и Детмерс, решил прикинуться "невинным купцом" и начал игру в "флажную неразбериху". Однако Оливер действовал четко. Ведя переговоры, он держался вне досягаемости шестидюймовок - калибра, наиболее часто применяемого на рейдерах, и одновременно запросил по радио старшего морского начальника во Фритауне о возможности появления голландского транспорта в этом районе (чего и не подумал сделать командир "Сиднея"). А пока придет ответ, Оливер пресек попытку Рогге играть в "кошки-мышки" и приказал ему застопорить машину, подкрепив требование двумя выстрелами из орудий. "Атлантик" останавливается, Рогге уже уверен, что спастись бегством не удастся. Но, может быть, крейсер приблизится, и тогда выйдет в атаку лодка?..  Из базы пришел ответ: голландского судна в указанном квадрате быть не может. В это же время летчик доложил, что неизвестный "купец", судя по фотографии, обводами кормы очень напоминает рейдер "Атлантик". Оливер окончательно убедился: перед ним враг. Он принял решение потопить пирата. Удерживая "Атлантик" в центре циркуляции, "Девоншир" дал полный ход и открыл огонь из всех пушек...

Рейдер, закрываясь дымовой завесой (о ней тоже забыл командир "Сиднея"), попытался выйти из-под огня. Поздно. "Атлантик" охватило пламя. Тяжелые снаряды обрушились на судно. Это конец. Рогге понимал - игра проиграна. Он приказал команде покинуть рейдер. В 9 часов 58 минут на "Атлантике" взорвались артиллерийские погреба, и через две минуты он скрылся в пучине. "Девоншир", не снижая скорости и не спасая тонущих, ушел за горизонт. Подводная лодка подобрала часть людей, остальные разместились на шлюпках и плотиках... Две очень похожие ситуации. Но как различны результаты боев. От командира "Сиднея" не требовалось ничего особенного - только точного соблюдения боевого устава и инструкции при встрече с неизвестными судами в море. Проявив беспечность и пренебрежение к наставлениям, он возложил на себя всю вину за гибель восьмисот австралийских моряков и боевого корабля".

Мне, конечно, жалко австралийцев - и не только по-людски, а потому что они были частью того огромного механизма, что рука об руку с моими предками дрался против нашего общего врага. Но дело, опять же не в этом. Эта история, и особенно комментарий мне, мальчишке впервые внушили мысль, которую потом повторяло множество людей - остроумных и нет, успешных и не очень: "Учи Устав, учи боевые наставления, учи, учи, учи инструкции, ибо они писаны кровью далёких и неизвестных людей, учи, чтобы их смерть и увечья не пропали зря, учи".  Мне говорил это полковник Литвиненко и майор К., Геворк Казанджан и Саша П., мне говорили это люди разных специальностей - и всё сводилось к тому, что нет никаких таинственных случаев, а есть исполнение и неисполнение своего долга. Как говорил нарком железнодорожного транспорта Лазарь Каганович: "Всякая катастрофа имеет своё имя, фамилию и отчество".
Учи, учи инструкции.


Извините, если кого обидел.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments