Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про кинематографический патриотизм

.
В связи с предыдущим, начал размышлять про кинематографический патриотизм. 
Понятно, что сейчас в умах носится мысль о целом ряде фильмов, где Русь, история, пороховой дым и прочие исторические дела. И как бы это связано с патриотизмом (что такое патриотизм при этом никто не знает, и поймай кого на улице, возьми за грудки - заблеют, замычат, но не дадут определения).
Поэтому с этим патриотизмом как с журналом "Сноб", где, по слухам, никак не могут поставить задачу исполнителю. Заказчик щёлкает пальцами, как Фигаро - "Сделайте god-dam!". Как и что, почему, какой god-dam - непонятно. Зато понятно, что "Александр Невский" жутко патриотический фильм - там Эйзенштейн, Прокофьев, и много прочего талантливого народу. Но если захочешь его повторить, так получится реклама хрустящих сухариков, и что удивительно - она уже снята!

Весь этот патриотический кинематограф мне напоминает советскую архитектуру - когда общество было взвинчено, напряжено и действительно было охвачено национальными идеями, так рождались шедевры конструктивизма или Большой стиль, который тоже сам себе шедевр. А потом я столкнулся с так называемой "обкомовской архитектурой" - когда аккуратно (это само по себе казалось подвигом), из нелимитированных материалов (это теперь надо объяснять) возводилось здание обкома - с наборной мозаикой, с портретом Ильича из смальты, с какими-то пилонами... Но аккуратной кладкой плитки это всё и кончалось. Ну, обком. Стоит.
Так и здесь - все эти исторические фильмы последнего времени сделаны добротно (ну в том смысле, что камера не дрожит и над зрителем в духе некрореалистов не экспериментируют), но как-то без того отчаяния и ярости, без того напряжения и веры, что было свойственно государственным заказам прошлого.
И вовсе не обязательно в целях патриотического воспитания перерезать кучу людей на экране. "Мне двадцать лет" был фильм вполне патриотический, хоть там ни одного трупа не было (если не считать того, что герой разговаривал с мёртвым отцом). Но Хуциев снимал свой фильм в момент нравственного напряжения общества, да и судьба самого фильма была непростой.
С другой стороны с этим кино - сложная штука. Как начнёшь требовать историчности, так тебе скажут, что это фильм, а не учебник истории. А начнёшь пенять создателям за агитационный пафос, так тебе ответят, что это занос истории в массы.
В общем, всё как в журнале "Сноб" - ресурсов масса, а задача не поставлена. То есть, "Сделайте нам god-dam!" - есть, а чё конкретно надо, никто не говорит. И проще собраться потом, и по результатам дать государственную премию за здание обкома, постановив, что оно - то, что нам нужно.
Известно, что товарищ Сталин придирчиво и дотошно курировал разные важные идеи в советском кинематографе, причём на всех стадиях их исполнения. Теперь никого, кто обладая достаточной харизмой и ресурсами, чтобы детально ставить задачу нет, и всё, что мы имеем в качестве "патриотического кино" - это такое смутное следование обкомовскому стилю.

Кстати, а вот кто из людей, близких к кино, мне объяснит, в чём, собственно, грызня была у кинематографистов на их съезде. Ну, делёж власти - понятно. Но какие коврижки в этом деле светят в конце тоннеля? То есть, взять и спиздить всё имущество - мне это понятно. И даже если всё имущество - это Дом кино,  тоже понятно. Снести, построить офисы. Но он не на Красной площади, и, в общем, типовая московская недвижимость. Где собака зарыта, что там ценного, чтобы за это драться?
Вот меня спрашивают, не из-за дележа ли государственного заказа вся эта свалка. Ну, это более понятно - однако ж, какой государственный заказ мог выполнить или хотя бы курировать современный Марлен Хуциев, мне непонятно. Никакого обкома он не построит.


Извините, если кого обидел.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments