Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про случайные и неслучайные отзвуки

.

Знайка и Незнайка - братья-антиподы. Это Каин и Авель, это два брата Бабичевы.
Но Незнайка - настоящий трикстер, в отличие от тирана Знайки. Нормальный читатель проникается ненавистью к Знайке. И правда, он первый прыгает из корзины воздушного шара. А всякий, кто учил наизусть "Памятку лётному экипажу по действиям после вынужденного приземления в безлюдной местности или приводнения", помнит писаны кровью слова: "Так как командир обычно покидает самолёт последним, то остальные члены экипажа после приземления должны следовать по курсу самолёта". Командир и капитан должны покидать борт терпящего бедствия корабля последними, и этот закон я знал не из памятки, а с детства. Я с детства знал это правило, которое выполняли даже неудачники и мерзавцы, а вот Знайка был не таков. Знайка прыгнул первым.
Это потом про него будет написано так: "Сложив на груди руки и устремив дерзкий свой взор в мировое пространство, он стоял у открытого окна и мечтал. Ракета маячила перед ним, поблескивая стальными боками, словно купалась в золотых лучах восходящего солнца. Свежий утренний ветерок дул прямо в лицо, отчего у Знайки возникало ощущение силы и бодрости. Ему казалось, что все его тело делалось легким и гибким, а на спине появлялись крылья. В такие минуты Знайке хотелось запеть, закричать, сделать какое-нибудь великое научное открытие или подскочить кверху и лететь на Луну".
Это Наполеон, а не Королёв.

История про то, как Незнайка совершил теракт в отделении милиции, хорошо известна. Но куда менее известно, какой сюжет из этого растёт дальше.
Контуженный кирпичом милиционер Свистулькин живёт в одном из вращающихся домов, построенных архитектором Вертибутылкиным. Свистулькин приходит со службы на час раньше и попадает в другой подъезд - дом не успел повернуться новым подъездом к Макаронной улице. "Не отдавая себе отчета в том, что он делает, Свистулькин вошел в чужой подъезд, поднялся, как обычно, на лифте на четвертый этаж и вошел в чужую квартиру. В квартире хозяев не оказалось, поэтому никто не указал Свистулькину на его ошибку...". Ну и далее в том же духе: "Отправившись на кухню, которая имела точно такое же устройство, как и в его квартире, милиционер Свистулькин"...
"Наконец Свистулькин проснулся.
- Как вы сюда попали? - спросил он, с недоумением глядя на Шутилу и Коржика, которые стояли перед ним в одном нижнем белье.
- Мы? - растерялся Шутило. - Слышишь, Коржик, это как это... то есть так, не будь я Шутило. Он спрашивает, как мы сюда попали! Нет, это мы вас хотели спросить, как вы сюда попали?
- Я? Как всегда, - пожал плечами Свистулькин.
- "Как всегда"! - воскликнул Шутило. - По-вашему, вы где находитесь?
- У себя дома. Где же еще?
- Вот так номер, не будь я Шутило! Слушай, Коржик, он говорит, что он у себя дома. А мы с тобой где?
- Да, правда, - вмешался в разговор Коржик. - А вот мы с ним тогда, по-вашему, где?
- Ну, и вы у меня дома.
- Ишь ты! А вы в этом уверены?
Свистулькин огляделся по сторонам и от изумления даже привстал на постели.
- Слушайте, - сказал наконец он, - как я сюда попал?
- Ах, чтоб тебя, не будь я Шутило, честное слово! Да ведь мы сами уже полчаса добиваемся от вас, как вы попали сюда, - сказал Шутило".
Вот какая история (вызвавшая переполох в Солнечном городе) легла в основу знаменитого новогоднего фильма. Потом милиционер Свистулькин попадает в новую передрягу - он случайно надевает куртку Коржика, в кармане которой лежат документы, спотыкается о протянутую ослами-хулиганами верёвку, и попадает в больницу под именем Коржика с окончательно затуманенным сознанием. И там уж начинается такая идентификация Борна, что прямо святых выноси.

В сказании о Незнайке множество намёков или вещей, кажущихся намёками. Дурацкий остров, куда ссылают безработных лунных коротышек, и где они превращаются в баранов - прямая отсылка к книге Коллоди о Пиноккио. Прохвост Жулио говорит со скорбящим по своим экспроприированным капиталам Спрутсом в выражениях "безумного чаепития", придуманного Кэрроллом: "У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни… Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет". Кстати, те чувства, что испытывали в этот момент советские читатели были сходны с восторгом крыловского муравья, видящего замерзающую стрекозу.
Коротышка Листик, запойный читатель, превращённый Незнайкой в осла, - чистый персонаж Апулея.

Постмодернизм - загадочное слово, смысла которого никто не понимает, но всяк знает, что его суть повсюду. Вот что говорит по этому поводу Гаспаров: "Постмодернизм - поэтика монтажа из обломков культурного наследия разбираем его на кирпичи и строим новое здание. У этой практики - неожиданные предшественники: так Бахтин учил обращаться с чужим словом, так поздний Брюсов перетасовывал в стихах номенклатуру научно-популярных книг. В конце концов, и Авсоний так сочинял свой центон…". 

Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments