Березин ([info]berezin) wrote,
@ 2009-02-01 14:31:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
История про одного доктора
А вот у меня вопрос. По Сети ходит (со вчерашнего дня - с удвоенной силой) ходит цитата из доктора Геббельса: "Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса".
При этом, на удивление простое гугление не даёт никакого вменяемого результата - то есть, контекста. ссылки на источник, оригинал.
Нет,  в этом пассаже нет ничего удивительного - такая точка зрения мало того, что распространена всегда на бытовом уровне, но в тридцатых так говорило множество людей в разных странах.
Итак, откуда?


Извините, если кого обидел.



(51 comments) - (Post a new comment)


[info]labas
2009-02-01 11:42 am UTC (link)
Русский оригинал кажется у Веллера в "Ножике Сергея Довлатова".
Только я из текста не понял, это он сам говорит или Горелова цитирует.

Говоря об истории литературы, наука признает шванк, фацетию, анекдот, хронику, сагу. Говоря о современной литературе, наука обязательным ее условием ставит выдуманность и соблюдение условных критериев "искусства". Не поступимся принципами. Тем хуже для "науки". Если можно таковой счесть критику.
Об этой критике кратко и исчерпывающе сказал Денис Горелов. Жму ему руку через разделяющую нас госграницу.
Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса. Если вам нравится сентенция, получите и автора - доктор Йозеф Геббельс.


http://www.lib.krnet.ru/win/WELLER/dovlatov.txt

(Reply to this) (Thread)


[info]berezin
2009-02-01 11:54 am UTC (link)
Это я уже нашёл, но дело в том, что фамилия Веллера меня ещё более насторожила. Веллер такой человек, что если он в ответ на вопрос "который час" скажет "Полвторого" я всё равно не поверю. Он путает всё - и имя и названье, переадресовывает авторство и вообще говорит ужасно невежественные вещи - часто, кажется, осознавая, что себе во вред.
Однако не может остановиться.
Поэтому-то я и задумался - откуда это взято. вдруг все наперебой цитируют Веллера?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]labas
2009-02-01 11:59 am UTC (link)
Не исключено, что он тоже где-то что-то когда-то слышал. В любом случае, это была бы не первая цитата Геббельса, о которой известно только в русском интернете. :)
Опять же "тормоз на пути культурного прогресса" - русский штамп, не немецкий.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]rasteehead, 2009-02-01 12:17 pm UTC

[info]labas
2009-02-01 12:25 pm UTC (link)
С Веллера вину снимаем.

Этот случай был позднее использован Геббельсом, который объявил критику «грязной еврейской затеей» и выпустил специальный приказ, согласно которому «каждый критик должен быть готов в любую минуту и по первому требованию заместить тех, кого он критикует"

Лев Гинзбург, "Бездна", 1967
http://militera.lib.ru/prose/russian/ginsburg/09.html

Edited at 2009-02-01 12:27 pm UTC

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]colonelrabin, 2009-02-01 02:09 pm UTC

[info]magister_
2009-02-01 12:05 pm UTC (link)
мне кажется, у Геббельса было чуть иначе: "иначе это не критика, а хитрые еврейские штучки".

(формулировка, впрочем, зависит от перевода)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]berezin
2009-02-01 12:08 pm UTC (link)
Вопрос - откуда это вообще?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]magister_, 2009-02-01 12:20 pm UTC

[info]santagloria
2009-02-01 11:46 am UTC (link)
хорошая и смешная цитата)
нелогичная, неприменимая - но зато какая непримиримая!)

(Reply to this) (Thread)


[info]berezin
2009-02-01 12:10 pm UTC (link)
Мысль-то не нова. Поэтому хотелось бы увериться в авторстве.

(Reply to this) (Parent)


[info]valery_pavlov
2009-02-01 04:40 pm UTC (link)
Как раз очень логичная. Если, конечно, существует в качестве пожелания, а не в упомянутом варьете.
Критик, увидев изъян в какой-то модели, должен бы по идее предъявить свою собственную модель. Ведь по какой-то причине он нашел изъян, значит собственная умозрительная конструкция у него уже есть хотя бы в общих чертах.
Обычно он не может этого сделать в силу двух причин:
1. Некомпетентности
2. Нежелания кого-то шокировать собственной моделью. Которая может оказаться еще менее приемлемой (гармоничной, справедливой, эгоистичной, клановой и т.д.).

И еще. О целостности представления и компромиссах. Допустим критик нашел баг в какой-то детали. Допустим трактора. Он критикует. Однако не учитывает то обстоятельство, что этот трактор может ездить только с этим багом в компромиссной детали. Замени ее на более "подходящую", и вся конструкция рассыпется. Хороший, благонамеренный критик - это тот, который может предложить не только смену детали, у него в общих чертах есть вся конструкция без бага.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]berezin
2009-02-01 04:47 pm UTC (link)
Ну, так-то можно вчитать любой полезный смысл в любую фразу. Но это вроде той самой бани с голыми девками, которую можно увидеть лишь тогда, когда залезешь на шкаф и вытянешь шею в форточку.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 05:52 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 05:57 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 06:28 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 06:44 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 07:04 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 07:20 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 07:30 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 07:42 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 07:53 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 08:02 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 08:06 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 08:18 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 08:21 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 08:30 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 08:36 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 08:44 pm UTC
(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 08:49 pm UTC
(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 08:53 pm UTC

[info]velobos
2009-02-01 04:57 pm UTC (link)
О, про трактор сильно.

Кстати, прикольно закольцевалось: критиковать критиков всякими бреднями типа "пусть сам нам все починит" может только критик, понимающий методику и способы критики. Э?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]valery_pavlov, 2009-02-01 05:50 pm UTC

[info]tafkab
2009-02-01 12:04 pm UTC (link)
Да, по-немецки я тоже ничего похожего не нашел.

(Reply to this)


[info]tsvoff
2009-02-01 12:14 pm UTC (link)
Помню была в поздезастойные-раннеперестроечные годы формула "Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай!"

(Reply to this)


[info]1ceheart
2009-02-01 12:34 pm UTC (link)
В 1936 году Геббельс подписал декрет, запрещающий деятельность литературных и кинокритиков, и впоследствии несколько раз об этом напоминал. Про "тормоз на пути культурного прогресса" - это, скорее всего, измышления Веллера.

(Reply to this) (Thread)


[info]berezin
2009-02-01 12:37 pm UTC (link)
Да вот, муы уже обнаружили книгу Гинзбурга, где говорится: "В Нюрнберге полиция схватила двух журналистов, которые неодобрительно высказались о варьете, состоявшем под покровительством Юлиуса Штрейхера. Журналистов доставили в варьете, загримировали и приказали петь и плясать вместо раскритикованных ими актеров. Естественно, что они «провалились» и публика «с позором» прогнала их со сцены. Этот случай был позднее использован Геббельсом, который объявил критику «грязной еврейской затеей» и выпустил специальный приказ, согласно которому «каждый критик должен быть готов в любую минуту и по первому требованию заместить тех, кого он критикует; в противном случае критика теряет свой смысл — она становится наглой, самонадеянной и тормозит развитие культуры».

(Reply to this) (Parent)


[info]labas
2009-02-01 12:55 pm UTC (link)
Да, Вы правы, Anordnung от 27.11.1936 , возможно, и есть немецкий источник.

http://kunst.gymszbad.de/nationalsozialismus/politik/kunstbericht.htm

Но там формулировка все же совсем не такая, как у Гинзбурга:
"Я исхожу из того, что только тот вправе критиковать, кто действительно обладает знаниями о критикуемом предмете"

(Reply to this) (Parent)


[info]ptitsarukh
2009-02-01 12:40 pm UTC (link)
По ходу, Михал Ёсич по данному пункту отмазался.

(Reply to this)


[info]pussbigeyes
2009-02-01 01:33 pm UTC (link)
Возможно, этот пассаж взят из одной из речей Геббельса второй половины июня 1934 ("Против критиканов" и "Критика критиков"). Контекст - марбургская речь фон Папена и подготовка путча Рема. Но прямых доказательств нет.

(Reply to this) (Thread)


[info]berezin
2009-02-01 01:36 pm UTC (link)
Ну вот тут уж согласились, что это может пойти от истории про двух журналистов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]labas
2009-02-01 03:16 pm UTC (link)
Еще найти бы немецкий источник этой истории :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 03:21 pm UTC
(no subject) - [info]labas, 2009-02-01 09:03 pm UTC

[info]makemake
2009-02-01 04:25 pm UTC (link)
Никогда специально не выяснял, но несколько раз читал, что приписываемая тому же Геббельсу известная фраза про культуру и револьвер, на самом деле впервые прозвучала у Брехта. Так что не удивлюсь, если достаточо большой пласт известных нам по поп-культуре цитат имеет совершенно отличное от обозначенного происхождение.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]berezin, 2009-02-01 08:42 pm UTC

[info]t_r_i_t_a
2009-02-01 02:00 pm UTC (link)
Так вы ЗА или ПРОТИВ такой постановки вопроса, хотелось бы знать :)

(Reply to this) (Thread)


[info]berezin
2009-02-01 03:23 pm UTC (link)
Да фигня это всё.

(Reply to this) (Parent)


[info]catbegemot
2009-02-01 05:05 pm UTC (link)
Я как-то искал вообще хоть что нибудь Геббельса (речи, тексты - хоть что-то) но не помню чтобы мне удалось обнаружить хоть что-нибудь существенное. Было дело около года назад.

Я это к тому, что если это действительно старая цитата, то вряд ли она из Геббельса.

Edited at 2009-02-01 05:05 pm UTC

(Reply to this)


[info]xeus_top_999
2009-02-01 07:08 pm UTC (link)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

Друзья Зиуса поздравляют вас, и желают большого-большого рейтинга в новом году!

(Reply to this)


(51 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…